ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ- формирование морально-духовной жизненно-компетентной личности, которая успешно самореализуется в социуме как гражданин, семьянин, профессионал. Воспитательная цель является общей для всех звеньев системы воспитания.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА- это целостный организм, который возникает в процессе интеграций основных компонентов воспитания, который способствует духовному развитию и саморазвитию личности, создания своеобразного «духа школы».
Серцевиной воспитательного процесса является личность ученика - ее наклонности, способности, потребности, интересы, социальный опыт, характер.
Одним из определяющих принципов воспитательной системы является взаимосвязь влияний компонентов воспитания(цель, субъекты воспитания, их деятельность, общение, отношения, кадровый потенциал, материальная база).
Звенья воспитательной системы: ученик, семья, школа - (учителя, классоводы, социально - психологическая служба, школьное самоуправление, родительский комитет), общественные организации.
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ
В процессе присвоения личностью произведенных человечеством морально-духовных ценностей корректируется ее потребностная и деятельная сферы. Современная психолого - педагогическая наука считает, источником мотиваций поступков человека, его поведения- систему и иерархию внутренних ценностей.
У психически здорового человека эта система имеет три уровня: на нижнем уровне- личные и материальные ценности (личные потребности, удовольствия); на серединном- культурные ценности: (искусство, наука, правопорядок); на высшем уровне- духовные ценности(идеалы, ценностные обязательства перед обществом).
Все мы здесь присутствующие родились в СССР, а многие и получили образование, а поэтому помнят о тех ценностях, которые были важны и определяли вектор воспитательного процесса.
Распад СССР привел к кризису ценностей и моральных ориентиров. Говоря проще трансляция ценностей старшей части народа новым поколениям в значительной мере прервалась . Нельзя сказать, что она прервалась полностью. К счастью, нам удалось этого избежать.
После сложных 90-х годов общество оказалось расколотым по социальному, национальному и политическому признакам. Однако сегодня мы видим явное повышенное внимание и государства и активных слоев общества к ценностной сфере. Люди все больше понимают: если нравственный идеал передается от поколения к поколению, если нравственный идеал ограждается от разрушения, то это становиться гарантией жизни посвященного общества и процветающего государства.
А чтобы общество было просвещенным, а государство процветающим мнение любого здравомыслящего человека должно базироваться на ценностях. А базисные ценности – это традиционные духовно-нравственные ценности: вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, милосердие, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие.
Именно школа является механизмом актуализации этих ценностей.
Как?
А что является целью воспитания формирование гармонично всесторонне, развитой коммуникативной творческой жизненнокомпетентной личности гражданина, семьянина, профессионала.
Посмотрите на слайд, здесь представлена модель воспитательного потенциала учебного заведения, где есть три составляющих, которые реализуют в жизнь базисные ценности.
Самой главной ценностью для любого человека явл. Семья (именно поэтому это один из участников УВ процесса).
Человек рождается и воспитывается в семье. Семья, как союз мужчины и женщины, в котом воспитываются дети, где они видят теплоту, любовь, верность, где проявляется забота о младших и старших, где формируются мотивация к труду и достижениям, где учат уважать, почитать и гордиться своей семьей и ведется работа по подготовке к ведению домашнего хозяйства, подготовка девочек и мальчиков к семейной жизни. Где залаживается фундамент всех ценностей, например веры.
Мы живем в эпоху глубочайшего безверия, духовной разочарованности и охлажденности. Мы не знаем чему должны служить, к чему нам стремиться и чему отдавать свои силы.
Вера в Бога – дает понять, что задача каждого человека – прожить простое будничное сегодня так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости. А так же верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.
Человек растет, идет в детский сад где продолжается развитие ценностей заложенных семьей. После детского сада школа перенимает эстафету, здесь взаимодействуют взаимодополняют друг друга учителя и школьное самоуправление.
Учителя на уроках истории, украинской и зарубежной литературе, географии, дети шагающие «Дорогой до Батьківщіни»формируют патриотизм, любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание, готовность трудиться ради Родины. На этих же уроках дети понимают, что такое Мир (гражданский, межнациональный, межрелигиозный).
Формируется понятие о братстве народов, взаимное уважение культурных, национальных религиозных особенностей, мирное разрешение конфликтов и противоречий.
Учителя права и истории на своих уроках, а также на мероприятиях организованных школой школьным самоуправлением (Воспитание уважения к законам, правам, свободе) раскрываются духовные ценности играющие огромную роль в становлении личности:
1) справедливость;
достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, политическое и социальное равноправие;
1) свобода
личная свобода ограниченная личной нравственностью, ее раскрытие в служении ближнему и Отечеству.
Дети, шагающие «Дорогой Друзей» совместно с меддународной организацией «Красный Крест» организуют и проводят акции «Милосердие», «Портфель», «Теплый дом», «Мойдодыр», «Подари игрушку другу», учителя литературы, прорабатывающие литературные произведения, формируют Милосердие (деятельное сострадание к ближним, помощь людям, нуждающимся в духовной социальной и иной поддержке).
Классные руководители на классных часах, шк самоуправлением проводятся все культурно-массовые мероприятия развивают эстетическую сторону нашей жизни. Культура и национальные традиции, уважение к культуре и взглядом других, знакомство с различными направлениями искусства, развитие утонченного вкуса, формирование эстетических потребностей.
На уроках трудового обучения и мастер-классах, лекциях «Дорога Майстерности» формируется трудолюбие, деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.
На уроках физической культуры и на занятиях школьной спортивной секции «рукопашный бой», клуба «Школа мужества» реализуют свои возможности для достижения физического совершенства.
Социально - психологической службой школы для повышения педагогической культуры родителей проводятся и запланированы родительские лектории на темы:
«Негативные социальные факторы, которые способствуют формированию девиантного поведения подростков, в современных условиях».
«Правовые и организационные основы предупреждения насильства в семье»,
«Ознакомление с государственной целевоц програмой противодействия торговли людьми».
«Функции социально- психологической службы».
Воспитание учеников нашей школы реализуется в процессе организации:
- учебно - воспитательной деятельности;
- внеурочной и внеклассной деятельности;
- работы школьного самоуправления;
- взаимодействии с родителями, общественными организациями.
ФОТОРЕПОРТАЖ