Шалва Амонашвили

 

РЕБЕНОК И

ОДУХОТВОРЕННАЯ 

ЖИЗНЬ СЕМЬИ

То, что Ребёнок нуждается в воспитании, это до той степени очевидно, что стало педагогической аксиомой. Аксиомы, как правило, не обсуждаются, а принимаются. Тем не менее, где-то кто-то будет настаивать: пусть Ребёнок воспитывается сам, а мы только поможем, если нужно будет.

Это абсурд, и пусть он минует нас.

Но ведь многие верят в него.

Если в мире так много людей злых, жадных, корыстных, завистливых, подлецов, предателей, хамов, убийц, мстителей, садистов, извращенцев, мафиози, эгоистов, криминалов и т.д. и т.п., это потому, что их не воспитывали, не успевали оказать им помощь в роковые минуты и периоды взросления.

 

Если не будем воспитывать Ребёнка и никто не заменит нас в этом деле, то Ребёнок останется невоспитанным. Это только в редких случаях наступает у одних некое просветление, и они сознательно и силой воли перестраивают себя.

Когда невоспитанный человек несёт нам неудобства и вред, мы обычно виним и осуждаем его. Но он разве виноват в том, что он такой и его не воспитывали? Разве не заслуживают упрёка общества те, на которых лежал долг воспитания, но они не исполнили его?

Не воспитывать Ребёнка, не исполнять свой долг — значит, вредить самому Ребёнку и обществу тоже.

 

Ребёнок сам себя воспитывать не будет, ибо не может, не умеет, не знает, как это делать. Природа не заложила в него эту возможность. Он лишь тогда сможет заняться самовоспитанием, когда получит от нас мощный импульс к овладению и совершенствованию своей природы.

Умение самовоспитания тоже  требует воспитания. Но лучше сказать: настоящее воспитание то, когда Ребёнок и не чувствует, что его воспитывают.

Что же  тогда он будет чувствовать?

Он будет переживать иллюзию, что сам себя развивает и воспитывает.

Такое происходит в семье, где сложилась духовная общность между родителями и их детьми.

 

Есть более высокий уровень воспитательного процесса. Это происходит тогда, когда и взрослые не озабочены воспитанием, и Ребенок не помышляет о самовоспитании, а всё происходит само собой. Однако такая истина может существовать только в идеальном образе жизни не только семьи, но всего общества. Но до идеальной, духовно и нравственно возвышенной жизни пока далеко.

Потому наш Ребёнок нуждается в воспитании.

Что есть воспитание?

Как будто наивный вопрос. Ведь все мы занимаемся воспитанием, значит, знаем, чем занимаемся!

Но, к сожалению, понимание воспитания у многих родителей далеко от истины. Во всяком случае, от той истины, которая заключена в самом слове. Попытаемся исследовать это слово.

Запишем его так: ОС — ПИТАНИЕ.

Получается: ПИТАНИЕ ОСИ. Какой ОСИ?

Разумеется, ОСИ духовной. Что это за ОСЬ духовная? Это есть ОБРАЗ ТВОРЦА, который заложен в Ребёнке.

Бог сотворил человека — нас всех — по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ самого Себя.

Образ, который от Бога, может быть только прекрасным, великолепным. Он у каждого, и у нашего Ребёнка тоже, единственный такой, неповторимый.

Этот ОБРАЗ и есть ОСЬ духовная.

 

А теперь о ПИТАНИИ.

Чем можно ПИТАТЬ ОСЬ — этот ОБРАЗ ТВОРЦА?

Образ ПИТАЕТСЯ только образами, которые Ребёнок впитывает от нас — родителей и близких, воспитателей и учителей, знакомых и незнакомых, от всей окружающей среды, в которой он растёт. И если они достойны, прекрасны и благородны, то ОБРАЗ в Ребёнке начнёт раскрываться.

Так со временем, в процессе ПИТАНИЯ ОСИ, перед нами проявится Человек Образованный.

Получается, что мы действительно «соработники у Бога»: мы вместе с Творцом продолжаем великое творение новых Адамов и Ев.

А если образы, творимые нами, безобразные?

Произойдёт крушение воспитания.

Если мы все дружно будем показывать Ребёнку безобразную гримасу, тогда то, что самое прекрасное в нём, разрушится, исказится, и вместо Чуда получим мы чудовище.

 

Какими должны быть образы, в которые мы будем погружать Ребёнка?

Они должны быть прекрасными, духовно и нравственно возвышенными. Чувство красоты изначально присутствует в Ребёнке. Оно и помогает ему искать в окружающем мире красоту.

 

Ребёнок «требует» от нас:

—  чтобы мы любили его красиво, ласкали нежно и красиво;

— чтобы речь наша, обращенная к нему и звучащая в его окружении, была добрая, чистая, мудрая, то есть, красивая;

— чтобы он видел, как близкие ему люди и люди вообще общаются друг с другом с уважением, с любовью, то есть, красиво;

— чтобы вещи, с которыми он соприкоснётся — будет играть, будет пользоваться, будет созерцать — были полезными и красивыми;

— чтобы мы оберегали его от всего дурного: от дурных зрелищ, от сквернословия, от грубой музыки, от проявлений хамства и злости...

 

Ребёнку нужно, чтобы всё это и многое другое в целом составляли Образ Жизни семьи. Одухотворённая жизнь его семьи, её красота и культура станут достойным источником для потоков образов, которые обласкают в Ребёнке его Божественную Природу, его неповторимый Образ, который есть для него и Суть, и Путь.

 

Печатается по книге:

 

Шалва Амонашвили «Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе», главы «О необходимости воспитания» и «Адамы и Евы»

«Учите детей наблюдать»

Дорогие родители! Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества.

Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете предложить ему понаблюдать за небом, ветром, насекомыми и т. д. Организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной – за распусканием листьев, прилётом птиц; летом – за насекомыми, цветами; а осенью – за изменением цвета листвы, листопадом.

Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

Например: “С приходом осени листья начали желтеть, так как стало мало солнечных дней. Птицы улетают на юг, потому что с наступлением холодов насекомые спрячутся и птицам нечего будет есть”.

Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру “На что похоже”. Придумайте сказку с “облачными” героями. Запишите её, а вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе. С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы и длительное время. Это может быть, что угодно: и берёза у вашего окна, и кошка, живущая в вашем доме, и цветок на подоконнике и многое другое. Для поддержания интереса ребёнка, свои наблюдения вы можете зарисовать в альбом.

Наблюдайте за повадками животных и птиц. Повесьте за окном кормушку и наблюдайте за птицами, которые прилетят за лакомством.

Чаще гуляйте с детьми в парке, в лесу. Именно природа даёт живые и яркие впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц на разные голоса, о шорохе опавших листьев, о красоте осеннего леса, о причудливой форме облаков, о радуге появляющейся после дождя.

Наблюдая за природой, ребёнок учится её любить, ценить, понимать её красоту. Такой ребёнок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник, не обидит кошку и собаку.

Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребёнком, организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы.

Удачи Вам и вашим детям!

 

Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся
Школьно-Студенческая социальная Сеть! Конкурс образовательных сайтов. Сайты для учителей. Презентации для учителей по всем предметам
Наука мира - сайт Тихомолова Евгения
Методсовет
Пиши українською
Скачать презентации
 Заступник з виховної роботи
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания

Нас уже просмотрели!

счетчик посещений