Учитель - Ученик

 «Не требуй от себя, чтобы ты уже сразу был степенным, зрелым воспитателем с психологической бухгалтерией в душе и педагогическим кодексом в голове. У тебя есть чудесный союзник – волшебная молодость, а ты призываешь брюзгу – дряхлый опыт».

 

Януш Корчак

Наша душа небесного происхождения

 1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них;

3. И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

5. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;

6. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше

было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской...

10. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного...

14. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

 

От Матфея Святое благовествование, гл. 18

«Космос лепит лик Земли»

 

                                            В.И. Вернадский.

Я не мыслю себе педагогический процесс, если он не имеет под собой философской основы. Нет, не всякая философия нужна мне, а такая, которая поможет осмыслить ребенка, таинственность его судьбы, его назначение в жизни общества. Без такой философии мне трудно выбрать или самому сотворить в себе собственную педагогическую позицию, которая стала бы источником для моих педагогических размышлений и ориентиром для моей педагогической практики. А размышления эти и эта практика касаются ребенка. Ребенок!

Имею ли я право, пусть даже с дипломом учителя, с дипломом кандидата наук, доктора наук, профессора и т.д., прикасаться к тебе, если заранее не восполнюсь сознанием того, что ты есть безграничность и неповторимость? Как я могу учить тебя даже чтению, даже письму, даже счету, если не восполнюсь чувством исключительной ответственности перед Природой, сознавая, что ты несешь в себе особую миссию для себя и для людей, а мне предписано воспитать тебя так, чтобы ты смог достичь своей цели? Вот и нужен мне философский, а может быть, космический взгляд на ребенка.

Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу.

Каким рождается ребенок — чистой доской, восковой массой? Ребенок с пустыми руками не рождается. У каждого ребенка своя особая миссия. Вот во что я начал верить уже давно. Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность.

 

Неповторимость человека я понимаю не в узкофизическом смысле, что этот человек больше не родится, что мать вторично не родит его и его не воскресить. А в том смысле, что именно он необходим был людям. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией.

Ни один ребенок никогда — и в прошлом, и в настоящем, так будет и в будущем — не родился, не рождается, не родится случайно. Каждого из них вызовет к земной жизни сама Жизнь.

Жизнь человека на Земле я сравниваю с горением падающей звезды на ночном небосводе.

Смотришь на прозрачное звездное небо, погружаешься в мысли о бесконечности Вселенной, пытаешься постичь суть мироздания — и вдруг видишь: промелькнет на небе звезда, пронесет за собой страстную огненную линию — и исчезнет.

Красиво это зрелище, и волнует оно наше воображение, хотя знаем, что это какой-то метеорит ворвался в стратосферу нашей планеты и сгорел. А в детстве мне говорили: упала звезда какого-то человека, кто-то ушел из жизни...

Сейчас же первую вспышку звезды на небосклоне я сравниваю с рождением Человека. Но ведь до рождения этой звезде пришлось долгое время лететь неизвестно из каких пространств к нашему небосводу...

космос вместе с Землей лепят первозданную природу человека.

А общество со своими школами, воспитанием, образованием должно содействовать тому, чтобы человек смог раскрыть свою природу, смог утвердиться, смог выполнить возложенную на него миссию.

А миссия эта может быть направлена только на доброе, на созидание, ибо Природа не нуждается в силах, разрушающих ее целостность, гармонию и красоту.

Человек рождается потому, что он нужен нам, уже рожденным и живущим на Земле, летающим в космос, создающим материальные и духовные ценности и вместе с тем увлеченным мелкими и эгоистическими заботами, вредящим Природе, грозящим своими необдуманными действиями существованию жизни на Земле. Каждый из нас тоже родился со своей миссией. Кто открыл ее в себе и служит ей преданно, вдохновенно, самоотверженно.

                                                                                     Ш.А.Амоношвили

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ

УРОКОВ ДОБРОТЫ

01 марта 2011 года инициативной группой Всероссийского Центра Гуманной Педагогики было предложено для всех учителей, избравших путь гуманной педагогики, провести уроки Доброты в честь юбилея Шалвы Александровича Амонашвили.

Тема урока: «Добро творящий творит Жизнь».

 

Во многих школах России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Эстонии, Латвии, Литвы прошли уроки Доброты. Каждый учитель проявлял своё творчество и старался провести урок-праздник. По итогам проведенных уроков собраны фотоматериалы и более 130 методических разработок. Возникла идея ежегодно проводить такие уроки и сделать их традиционными. Урок, проведенный на основе гуманной педагогики, имеет свои особенности. Попытаемся осмыслить эти особенности и опираться на них при подготовке новых уроков Доброты.

Особое внимание нужно обратить на то, чтобы строить урок Доброты на основе устремления ребёнка на развитие, взросление и свободу.

Вся система уроков с точки зрения гуманной педагогики должна удовлетворять стремление ученика к свободе, взрослению и развитию, только тогда и будут созданы условия для того, чтобы ученикам можно было жить на уроках (думать, размышлять, творить), а не просто слушать и усваивать материал.

 

Педагогическое мастерство учителя заключается именно в том, чтобы про-живать и эмоционально переживать содержание урока вместе с детьми. Если этого не будет, то не возникнет важнейшего этапа урока – обращения взгляда ученика на свой собственный духовный мир.

 

Главной целью урока Доброты и будет проживание урока, при котором уче-ник осознаёт себя духовной сущностью и начинает испытывать потребность в нравственном улучшении и самосовершенствовании.

Если удаётся обострить взгляд ребёнка внутрь себя, то это создаёт основную мотивационную ситуацию на уроке и настраивает детей прилагать усилия, чтобы они собственным напряжением приобретали знания.

В этом случае ученик пытается не просто усвоить содержание урока, а с его помощью ответить на самые важные для себя вопросы:

 

● Каков мир вокруг него?

● Каково его место в этом мире?

 Как ему жить в нём?

 

Хороший урок Доброты не заканчивается после звонка. Он может продолжаться в мыслях и поступках ученика даже в его взрослой жизни.

 

И ещё он помогает учителю создавать новые уроки Доброты.

Главный метод воспитания

Учитель, который готовить урок Доброты, должен помнить, что есть главный метод воспитания – это образ жизни самого воспитателя, учителя: его благородство, милосердие, культура, его возвышенное слово, его стремление совершенствоваться, утончать свои чувства и отношение к ребёнку, ко всем окружающим.

«Каждое слово, каждый поступок педагога должны отражать его личность, его нравственность, человечность, доброту, правдивость…

 

 

 

С учителя начинается, по сути, познание ребёнком мира человека; лучший пример для ребёнка - это пример учителя.

Большое духовное богатство надо иметь воспитателю, чтобы постоянное самовыражение его личности действовало на ученика как стимул к самоусовершенствованию. Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанников пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов».                                          

 

(Сухомлинский В.А. Слово Учителя о нравственном воспитании)

Учителю

 

Какие же условия нужно соблюдать учителю, чтобы у него получился такой урок? В книге Ш.А. Амонашвили «Учитель, вдохнови меня на творчество!» находим ответ на этот вопрос.

 

«Во-первых, надо верить в Живые Небеса, верить, что есть Высшие Миры, есть Царство Небесное, есть Бог…

Во-вторых, надо, чтобы наше сознание было направлено только к прекрасному и к созиданию прекрасного; только на общее благо; только на творение добра. …

В-третьих, нужно воспламениться возвышенными чувствами – любовью, добротой, терпением, преданностью, отзывчивостью…

В-четвёртых, нам надо мыслить себя не только земными жителями, но и вселенскими. Надо верить, что в нас есть своё предназначение, своя миссия».

 

                                                * * *                                        

 

 

Удачи Вам, дорогие коллеги, в творении Ваших удивительных, неповторимых и так необходимых нашему образовательному пространству уроков Добра.

Материал по подготовке урока в гуманной педагогике заимствован у Одесского областного центра ВКОАГП

http://orpheus18.wix.com/uroki-dobra#!--5/ct5s 

Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся
Школьно-Студенческая социальная Сеть! Конкурс образовательных сайтов. Сайты для учителей. Презентации для учителей по всем предметам
Наука мира - сайт Тихомолова Евгения
Методсовет
Пиши українською
Скачать презентации
 Заступник з виховної роботи
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания

Нас уже просмотрели!

счетчик посещений